Web-версия учебного курса "Основы математической статистики"
Раздел 2.3. Доверительный интервал для математического ожидания. t-распределение, или распределение Стьюдента.
По такому закону распределена следующая комбинация случайных величин:
,
(2.2)
где
z - случайная величина,
распределенная нормально с
математическим ожиданием, равным 0 и дисперсией, равной 1,
(это обозначается так: z ~ N(0, 1)), V - случайная величина,
распределенная по закону Χ2 с ν
степенями свободы. У t-распределения также один параметр - ν. Плотность t-распределения симметрична относительно точки t = 0,
следовательно, Mt = 0.
По форме распределение напоминает нормальное, но медленнее спадает
с ростом | t |.
Таблицы t-распределения содержат строки, отвечающие
различным ν, и столбцы, отвечающие вероятности q
того, что | t | > tq
(иногда эта вероятность выражается в процентах).
Чтобы
использовать закон (2.2) при построении доверительного интервала,
сделаем следующие подстановки:
в качестве z в
(2.2)
подставим

; эта величина, очевидно, распределена требуемым
образом, т.к., если x ~ N(Mx, σ2), то ~ N(Mx, σ2/n), поэтому z ~ N(0, 1).
В качестве V выберем  ,
тогда, учитывая, что
 ,
получим
(2.3)
Для того, чтобы построить
интервал, в котором с заданной вероятностью Р лежит истинное
значение Мх, находим по таблице t-распределения в строке
ν
и столбце q = 1-Р значение
t q.
Согласно (2.3) с вероятностью Р
 ,
следовательно, с той же вероятностью
Мх лежит в интервале
 
Используя ранее
рассмотренный пример,
построим 90-процентный доверительный интервал для измеренного
значения длины волны. В таблице t-распределения в строке
ν = 4 и столбце q = 1 - 0.9 = 0.1 находим значение
t q = 2.13.
Вычислив по (1.3)
, получаем, что
 с вероятностью P = 0.9.
(При записи окончательного результата в
виде доверительного интервала принято оставлять в значении
полуширины интервала только одну значимую цифру,
если она больше 3, в других случаях - 2 цифры.
Значение результата округляют так, чтобы последний значимый
десятичный разряд был тот же, что и последний значимый разряд
интервала).
|
 |
|